Каждый божий день мы (ну, если мы – реал/хардкор/тру задроты, а не нелепые eSport-позеры) с радостной злостью приземляемся на расшатанный стул, поправляем потертый коврик и умелым движением расправляем провод мыши. Кто-то ломится в mIRC, на знакомые каналы mix.ru, pracc.ru и другие, где (судя по уверенным заявлениям) сидят 10 000 HS-профессионалов российского Counter-Strike'а. Особо элитные пацаны заходят на pro.ru и чувствуют себя вдвойне отлично. И, вроде бы, почему не чувствовать себя отлично?
Несмотря на то, что Counter-Strike'у обещали скорый кризис, с уходом из игры старых олдскульных геймеров, которые начали играть еще 9 лет назад, ничего подобного не произошло – в CS еще играют старики и дети, так что смерть игры откладывается на неопределенный срок.
Вот только чьи-то мечты, которые выглядели так красиво в середине 2000-ых, до сих пор не воплотились в реальность и вряд ли в скором времени воплотяться – мы не видим репортажей с CS-турниров по телевизору, первые полосы New York Times не пестрят заголовками в стиле "fRoD сделал 30 фрагов в вечернем матче против сборной Камбоджи" и, что меня больше всего оскорбляет, ни одна русская каэсерша не снялась для журнала Playboy.
Сергей Юрьевич Беляков, Таганрог: "Ну, за forZe!!!"
Такому, как Сергей Юрьевич Беляков, из Таганрога, который постоянно разговаривает со своим телевизором. Что мы можем предложить ему, чтобы наши турниры стали ему интересны? По факту – ничего. Наши чемпионаты в настоящее время отличаются лишь названиями – ESWC, WCG, Extreme Masters, Qwerty Cup, Birulevo Winter Masters Open Cup – что стоит за этими сокращениями, какие турниры прошли в туманной неге спокойствия, а где накал страстей достиг такого уровня, что плавились мыши и стекали по каплям на плечи дорогие модные наушники?
Никто не знает. А все потому, что мы там не были. А даже если и были, то мало кому удается увидеть больше, чем десять плазменных панелей, которые тухнут в случайной последовательности. Ведь, если по-большому счету и совершенно по-честному, абсолютное большинство зрителей не понимают всей глубины тактического и стратегического компонента игры отдельно взятой команды. И это сказано не ради того, чтобы кого-то оскорбить, нет.
Это, если уж совсем быть с собою честным и раскрыть глаза – самое обычное дело в любом спорте, если отвлечься от Counter-Strike'а и посмотреть на футбол и волейбол, дзюдо и самбо, мотогонки и Формулу-1. Люди покупают билеты на спортивное шоу, а не на спортивное состязание. Меньше 5% присутствующих на стадионе/корте/гоночном поле реально разбираются в спортивном компоненте игры. Обычные люди приходят смотреть на шоу, на своих любимых героев, на противостояние личностей и характеров. Я к тому, что каждый знает характер любимого спортсмена – будет ли тот в случае проигрыша бить врагу мордасы, снимать после забитого гола футболку и демонстрировать волосатую грудь или просто с каменным лицом вылазить из своего красного болида Ferrari и с выражением лица "ну я же знал, что я тут лучший, ё-моё, зачем вообще на трасу звали?!" следовать на пьедестал. Вот зачем люди покупают билеты – чтобы поболеть за образ своих героев, созданный искусственно или существующий реально. Ну и поорать с друзьями в особо волнующие моменты соревнования, конечно.
Так разбираются с глупыми тиммейтами в США. В американский футбол - ни ногой!!!
Отвечаем ли мы, в устройстве Counter-Strike турниров этим требованиям? Нет, мы оставляем зрителю единственный путь, самый проигрышный, самый долгий и самый неинтересный. Мы заставляем его учиться играть в Counter-Strike. Потому что не играя в полупрофессиональный CS хотя бы на протяжении пары-тройки лет, невозможно придти в 4Game или на финал WCG и разобраться, что же тут, в действительности происходит. И путь этот – тупиковый. На финалах ASUS, на финалах чемпионата мира, да на любых финалах мною нередко было замечено, что люди попросту уходили после середины второй карты. Потому что скучно. Потому что не понимают. Эти отработанные до мельчайших подробностей тактики, разводы, выцепления, имитации рашей на бомбплент №1 с тем, чтобы выманить бойцов спецназа с бомбплента №2 – они глубоко чужды обычным людям с улицы. И вряд ли зрителя можно в этом винить – он пришел радоваться и горевать, сочувствовать и переживать, а не разбираться в том, насколько правильно взорвалась третья флэшка в пятом раунде за террористов.
Кто-то сейчас скажет: "Но мне то интересно как взорвалась третья флэшка в пятом раунде за террористов, как же так!". И будет прав, потому что мне тоже интересно. Вот нам, двум задротам-раздолбаям, по факту, только и интересны такие тактические мелочи. В то время как остальные 98 человек скучают. Скучают, блин, во время финального матча чемпионата мира по Counter-Strike.
SK|Walle: "Начинай уже играть, Толстый!!!"
Во время этих финалов кого-то из прогеймеров четыре раза на всех языках мира попросят "делай хоть 1 минус, блядь!", кому-то признаются в любви после взятия нереальной ситуации, а кого-то попросту окрестят тупым нубасом. И все это произойдет под нашим носом, только мы не узнаем – будем тупо смотреть в плазменные панели и потягивать свой Adrenaline Rush.
И это обидно, ведь ни один вид спорта не обладает столь идеальными техническими возможностями для того, чтобы открыть зрителю всю поднаготную долгого, нервного и выматывающего матча. Вместо этого, мы предпочитаем скрывать от народа самое интересное, что вообще есть в Counter-Strike'е – кипящие в команде отношения, переговоры, короткие приказы, крики, вои, просьбы и мольбы "просто сыграй правильно, милый Рома, просто сыграй правильно!!!". Именно поэтому людям трудно уйти из Counter-Strike'а, потому что дух одной команды, одного общего дела и сопутствующие каждой важной игре переживания сплачивают даже ранее незнакомых людей.
Либо играете как надо, либо не играете совсем, бл#дь!!!
Так почему бы нам, как организаторам турниров, не пустить зрителя в это волшебную цитадель, где царство правит не размер и цвет прицела, а хладнокровность, охрипший от постоянных команд голос капитана, слезы счастья и молчание скорби? Потому что сейчас зрители находится на положении глупых крестьян, которые собрались под стеной королевского замка и, перемешавшись с грязью, взобравшись друг другу на плечи и головы, жадно вслушиваются в каждый шорох простыней в самой верхней комнате царских покоев – Царь огуливает принцессу и завтра об этом заговорит все царство.
Этот интерес простого люда, однако, уже давно удовлетворен платными порноканалами и видеокассетами, продающимися из-под полы в подземных переходах. Интерес же зрителей Counter-Strike'а до сих пор не учитывается. Они уже десять лет ходят на чемпионаты и турниры и, просветления не видно – похоже, им еще десять лет придется наблюдать за бессмысленными сливами в стиле "Рыцарь с Кольтом и гранатой против 5 глоков". Хех, да десять тысяч таких раундов и я и любой другой пользователь CyberFight'а сам вам покажет в любой день года – самое интересное-то остается за кадром.
Мало кто знает, например, что точкой развала для легендарной в одно время Team3D стала драка, случившаяся между двумя игроками слаженной команды на KillerLAN'е в 2003 году.
Team3D
Team 3D образца 2003-ого года безо всяких компромиссов господствовала на территории США до турнира KillerLAN. На злополучном KilllerLAN 3D умудрились проиграть TEC, а произошедший после этого в команде разлад и драка между Rambo и Kane'ом, надолго вычеркнули 3D из высшего эшелона Counter-Strike.
Так, пара слов и один подзатыльник стали контрольным выстрелом для всех отношений, всей сыгранности, что взращивалась годами. И, черт меня побери, я отдам все на свете мувики (ну, кроме Ruination'а, понятно) за то, чтобы посмотреть, как Рон "Rambo" Ким пытается отлупить Дейва "kane" Кэннона.
История повторилась в 2004 году, когда лоснящиеся и довольные шведские мачо из SK приехали брать чемпионат мира WCG 2004. Но уже в самом скором времени они, со счетом [2-1] по картам, отдаются все тем же Team3D и HeatoN в порыве гнева дает знать Fisker'у все, что он о нем думает. "Баба волосатая", - вырываются у него слова, которые уже никогда не заберешь обратно и сжавший до боли свои зубы fisker не знает, что ответить агрессивному HeatoN'у.
"Баба волосатая, присаживайся, пообщаемся..."
"Че там, играл как нубас и девчонка, да, fisker? На меня смотреть, когда с тобой разговаривают!"
Это эпизод, который очень ярко и наглядно показывает нам, как разваливаются чемпионы. И этому эпизоду уделена одна (всего одна!!!) фотография на одном из порталов, освещавших турнир. Имей бы мы возможность слушать и внимать внутри-командным разговорам SK во время их игр, когда они злились и требовали друг от друга тащить любой ценой – все бы в мире сложилось иначе. Многие бы не удивлялись тому, что fisker несколько лет спустя радостно бежит из NiP по той же самой причине – по причине крайней неприязни к HeatoN'у.
Примеры можно приводить бесконечно долго. Факт в том, что нам пора и следует признать – люди приходят посмотреть не только на хедшоты и прострелы, но на кипящие страсти, крики и вопли "убей его, блядь, убей!". Апологетам этой точки зрения я предлагаю на минуту отвлечься от Counter-Strike. То есть – вообще забыть, о чем мы тут говорим. Сейчас мы смоделируем ситуацию, в которой внутри-командные разговоры играют столь важную роль для зрителей, что способны вызвать инфаркты и массовую панику.
Успокойтесь, представьте что вы летите рейсом Пулково-612, борт номер RA-85185 из Анапы в Санкт-Петербург. В салоне царит спокойствие. Теперь представим, что вдруг (вдруг) вы смогли бы услышать то, что происходит в кабине пилотов.
Фрагменты переговоров пилотов рейса Пулково-612
Командир экипажа:Ни х…я еб…шит, б…дь! (Это о грозе)
Командир экипажа:Мама не горюй, б…дь.
Командир экипажа: Она, б…дь, еще и град, е… твою мать, б…дь!
Командир экипажа: Говорите что-нибудь, да ёбт!
Член экипажа: Снижаемся…
Командир экипажа: Куда снижаемся, ё…ные дураки, б…дь!
Командир экипажа: Ставь номинал, на х…й! (Режим двигателей, близкий к взлетному)
Командир экипажа: Скажи им, снижаемся, ёбт.
Член экипажа:Снижаемся.
Командир экипажа: Спокойно.
Командир экипажа: За кренами смотрите.
Командир экипажа: Сильная болтанка, скажи, ёбт.
Член экипажа: Сильная болтанка.
Командир экипажа: Снижаемся, ёбт.
Командир экипажа: Спокойно все держим.
Командир экипажа: Держим, б…дь.
Командир экипажа: На себя.
Член экипажа: Влево, Ваня.
Командир экипажа: Все, б…дь.
Член экипажа: Снижаемся. Снижаемся.
Член экипажа: Доложите, что у нас SOS.
Командир экипажа: Б…дь, скорость какая?
Командир экипажа:Скорость какая? Скорость какая?
Командир экипажа: Ё-моё!
Член экипажа: Брось…
Член экипажа: Боже мой…
Командир экипажа: На себя, на себя, на себя, на себя!
Командир экипажа: Андрюха, тяни на себя! На себя, Андрюха…
Командир экипажа: Андрюха, не паникуй!
Член экипажа: Не убивайте! Не убивайте!
Столкновение с землей, конец записи Это реальная запись реальной трагедии, случившейся 22 августа 2006 года под Донецком. Понятно, что если бы пассажиры того рейса слышали все, что творится в кабине пилотов, в салонах стояла бы невообразимая паника. Невообразимая паника.
Хочу сразу попросить прощения у людей, как-то связанных с этой трагедией за то, что еще раз им о ней напомнил, но я уверен – тут это нужно. Нужно просто для того, чтобы показать, как сильно на настроение, поведение и самочувствие обычного человека может повлиять всего пара слов, лишняя толика информации, ранее ему недоступной.
Как в самолете слова "Куда снижаемся, ё…ные дураки, б…дь!" вызовут метания пассажиров и, в самом скором времени, панику, так и в любых других сферах, где задействованы человеческие эмоции одна фраза может превратить спокойного в буйного, грустного в веселого, а скучающего в полностью поглощенного происходящим.
На это – освещение поднаготной стороны командного взаимодействия, царящих среди CS-экипажей эмоций и борьбы, нам и следует обратить внимание, если мы все еще хотим привлечь на турниры зрителей. Много зрителей.
Однако, пространные суждения обычно имеют склонность растворяться как дым, когда дело доходит до реальности. Стоит задать вопрос – как мы, с технической и организационной точки зрения, можем обеспечить это самое "освещение командной борьбы"? И тут на помощь нам приходят давно уже прижившиеся в киберспорте веяния.